Из интервью с Аджаном Лугмопой:
Вопрос: Что означает ваше монашеское имя?
Аджан Лугмопа: Имя «Лугмопа», может быть переведено как «структура веры» или «приверженец традиции». Дал мне это имя мой коренной учитель, Лама Докшит. Его линия преемственности имеет корни в Монголии, и в этой линии наречение происходит в соответствии с качеством ученика, на которое ему необходимо опираться в своей практике. За счёт этого ученик развивается быстрее, а самый простой способ сделать такое напоминание регулярным – назвать его этим качеством. Само качество, в соответствии с которым даётся имя, учитель определяет не сразу. Оно проявляется в процессе практики ученика, обычно на это требуется несколько лет.
Вопрос: Как вы приняли монашеские обеты и почему выбрали именно традицию Тхеравада?
Аджан Лугмопа: Монахом я стал в 2014 году. Посвящение, мне организовал Аджан Чатри – учитель традиции Тхеравада, основатель тайского буддийского центра Буддавихара в Санкт-Петербурге. Он же помог мне поступить в буддийский университет в Таиланде. Когда я только познакомился с ним, он сказал: «Вам надо получить достойное буддийское образование. Я могу вам в этом помочь». Он – тхеравадин, и я стал тхеравадинским монахом. Эта традиция помогла мне изучить реальность во всей полноте.
Вопрос: Чем вы занимаетесь сейчас?
Аджан Лугмопа: После защиты диссертации я вернулся в Россию. Сейчас половину времени я провожу на Урале (в Шедруб Линге), возле моего коренного Учителя, а половину – в Санкт-Петербурге, помогаю Аджану Чатри в Буддавихаре. Лекции и ретриты провожу в контексте работы в этих двух местах. В прошлом году мне удавалось находить время на переводы буддийских текстов.
Вопрос: Вы попросили не сопровождать анонс ретрита вашей фотографией. Почему?
Аджан Лугмопа: Причина связана с неверными шаблонами, которые существуют в обществе относительно феноменов монашества, учителей и результатов медитации. Ошибочные представления людей проще исправить, если они не успели в своём сознании жёстко связать эти шаблоны с моей внешностью. Бывало, что прежде чем начать общаться по существу, мне приходилось разъяснять, что я не тот, за кого меня принимают: я не занимаюсь левитацией, не убегаю от общества, не просветляю наложением рук.
Вопрос: Зачем людям нужно учиться медитировать, если они не уходят в монахи?
Аджан Лугмопа: Чтобы стать счастливее, мудрее и беспристрастнее.